Строганова, Елизавета Александровна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Елизавета Александровна Демидова
Имя при рождении Строганова
Дата рождения 1 декабря 1776(1776-12-01)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 27 марта 1818(1818-03-27) (41 год)
Место смерти Париж, Франция
Страна
Род деятельности хозяйка литературного салона
Отец Александр Николаевич Строганов
Мать Елизавета Александровна Загряжская
Супруг Николай Никитич Демидов
Дети Александра, Павел, Николай, Анатолий
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Баронесса Елизаве́та Алекса́ндровна Стро́ганова, в замужестве Деми́дова (1 (12) декабря 1776[1], Санкт-Петербург — 27 марта 1818, Париж) — хозяйка аристократического салона, известная своей галломанией. Жена промышленника Николая Никитича Демидова. Большую часть жизни провела в Париже.

Происхождение

[править | править код]
Елизавета Александровна Строганова (Вуаль, Жан-Луи)

Младшая дочь действительного тайного советника барона Александра Николаевича Строганова (1740—1789) от его брака с Елизаветой Александровной (1745—1831), дочерью генерал-аншефа А. А. Загряжского. По рождению принадлежала к высшей столичной знати. Отец Елизаветы был владельцем Таманского и Кыновского заводов и более полумиллиона десятин земли. Её мать была придворной дамой и известной красавицей екатерининского двора.

Родилась в Петербурге, крещена 2 декабря 1776 года в Сергиевском соборе при восприемстве сестры Екатерины и брата Григория. Дядя Елизаветы, граф Александр Сергеевич Строганов, не только владел Билимбаевским горным округом на Урале, но и был крупным государственным деятелем, близким Екатерине II и Павлу I. Елизавета также приходилась двоюродной сестрой Н. И. Гончаровой (тёще А. С. Пушкина).

В декабре 1793 года, в возрасте 17 лет, Елизавета вышла замуж за 20-летнего Николая Никитича Демидова, богатого промышленника. По этому поводу Ф. В. Ростопчин, сообщал С. Р. Воронцову в письме из Петербурга в Лондон[2]:

…Здесь много свадеб, между прочим Щербатова[3] с Мусиной—Пушкиной, брат которой только что женился на Брюс; баронессы Строгановой с Демидовым, человеком, имеющим 250 000 р. годового дохода…

Женитьба на Елизавете позволила Демидову не только присоединить к его капиталам часть строгановских богатств, но и войти в круг высшей столичной знати. После свадьбы супруги жили в Москве и в Петербурге, но после выхода в отставку Николая Никитича в 1800 году уехали в Европу, где посетили Германию, Англию, Францию и Италию. Остановились они в Париже, в бывшем дворце герцогов де Прален.

Семейная жизнь не была гладкой, по воспоминаниям современников, Демидов отнюдь не пылал к жене страстью. Несоответствие характеров и вкусов привело супругов к взаимному отчуждению, едва не кончившемуся полным разрывом. Кокетство Елизаветы Демидовой и любовь к светским развлечениям трудно уживались с суровым и тяжёлым в домашнем быту характером мужа; фактически разойдясь, они редко виделись, но этот внутренний разлад был мало заметен под личиной шумной светской жизни.

На миниатюре А.-Х. Ритта

Елизавета Демидова предавалась всевозможным увеселением и празднествам, которыми так славился Париж: театр, балы, блестящие салоны. Но больше она любила принимать у себя, и в её доме собиралось многолюдное и крайне разнообразное общество: артисты, музыканты, поэты, литераторы. Не будучи красавицей, она была необыкновенно грациозна и великолепно танцевала. Художница Виже-Лебрён, познакомившаяся с Демидовыми ещё во время своего пребывания в России (1795—1801), вспоминала о бале, который был в Париже в конце 1801 — начале 1802 г.[4]:

Помню, что на этом балу госпожа Демидова исполнила танец, который называют русским вальсом, столь восхитительно, что присутствовавшие вставали на банкетки, чтобы посмотреть на неё.

Луиза Конта, актриса и хозяйка парижского салона, писала в альбоме Елизаветы Демидовой :

…Если бы мне в прежнее время надо было взять за образец женщину, полную изящества, благородства и простоты, то я выбрала бы Элизабет. Я постаралась бы придать моему взору меланхолическую мягкость её глаз, очарование моих движений явило бы чувствительное и великодушное сердце… но у меня нет больше ни повода, ни средств быть столь любезной…

В свете Елизавета Демидова была окружена толпою поклонников и сама объясняла свою склонность к красивым молодым людям как эстетическое наслаждение, которое испытывала при виде всего изящного. Ветреная и легкомысленная, не чуждая при том известной культурности, интересуясь литературой и искусством, Демидова любила изобразить себя то в виде вакханки, с едва прикрытым телом (миниатюра А.- Х. Ритт), то в позе молящейся праведницы (портрет Грёза). Она много играла в карты, и крупная игра на её вечерах обратила даже внимание полиции на дом Демидовых.

Елизавета в образе кающейся Магдалины (работа Грёза)

Елизавета Демидова любила Францию и французов, считала себя подругой Жозефины и благоговела перед Наполеоном, которого называла «богом Европы», хотя он её демонстративно не замечал. По свидетельству современника, на одном из балов

Наполеон, говоря прежде со многими, подходил к ней; она сделала пренизкий поклон и взяла веселый вид, ожидая от него какого-нибудь приятного приветствия; она знала его генералом Бонапарте, первым консулом и наконец видала уже императором. Наполеон, остановясь перед ней, довольно долго смотрел ей в лицо, переступая с одной ноги на другую, понюхал табаку, ибо в левой руке он держал всегда табакерку, наконец спросил: «Кто вы, сударыня?» Я взглянул на мою соседку и приметил, что она вся переменилась в лице и сквозь зубы сказала свою фамилию[5].

Убийство герцога Энгиенского в 1804 году и обострение франко-русских отношений заставило многих русских покинуть Францию. В 1805 году Демидовы переехали в Италию. Заключенный в 1807 году Тильзитский мир между Францией и Россией вселил надежды на безоблачное мирное будущее и Демидовы вернулись в Париж. Но политическая атмосфера постепенно накалялась. В канун войны России с наполеоновской Францией Демидовым пришлось уехать из Парижа в Россию. Они поселились в Москве, в своем старинном доме в Немецкой слободе, на Гороховой. В то время, как Николай Демидов, вооружал за свой счёт пехотный полк, жена его скучала в Москве и предавалась воспоминаниям о Париже. Она украдкой посматривала на малахитовые часы, оставленные ей, как уверяли злые языки, в минуту расставания с красавцем-эмигрантом Гераклием Полиньяком, командиром Апшеронского полка[6], с которым состояла в почти открытой связи. В 1812 году, после рождения их сына Анатолия, между Демидовыми произошёл полный разрыв.

После реставрации Бурбонов Елизавета Демидова вернулась в любимый ею Париж, но уже без мужа, он с детьми жил в Риме, а потом во Флоренции. Скончалась 27 марта 1818 года, почти внезапно, в тяжких страданиях, после непродолжительной болезни, перешедши, как упорно говорили современники, в католичество. Похоронена на кладбище Пер Лашез. Позже, по заказу Анатолия Демидова, архитектор Жоре и скульптор Квалья создали величественный надгробный памятник с колоннами из белого мрамора.

Мавзолей на кладбище Пер Лашез

Елизавета родила мужу четверых детей:

  • Александра (1796—1800)
  • Павел (1798—1840)
  • Николай (1799—1800)
  • Анатолий (1812—1869), князь Сан-Донато.

Павел и Анатолий продолжили дело отца, занимались благотворительностью и меценатством.

Примечания

[править | править код]
  1. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.80. с. 349. Метрические книги Сергиевского собора.
  2. Архив князя Воронцова. — Кн. 8. — М., 1876.
  3. В 1793 году князь Павел Петрович Щербатов (1762 — 1831) женился на дочери графа В. П. Мусина-Пушкина Анастасии (1774—1841); её брат Валентин (1775—1836) был женат на Екатерине Брюс (1776 — 1821), дочери графини П. А .Брюс.
  4. Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве 1795—1801/Пер. с франц.:Искусство.- СПБ,2004.- 298с.
  5. Lib.ru/Классика: Комаровский Евграф Федотович. Записки графа Е. Ф. Комаровского. Дата обращения: 10 июля 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  6. Русские портреты 18-19 столетий. Т.5. Вып.2. № 29